Как Ричард Фейнман победил японского вычислителя

В книге нобелевского лауреата Ричарда Фейнмана "Вы, конечно же, шутите, мистер Фейнман", описывается интересное математическое состязание. Приводим его с нашими математическими комментариями по переводу книги из Библиотеки Мошкова.

Первое время, когда я приехал в Бразилию, я не знал, в какое время там принято обедать. Я приходил в рестораны, когда там никого не было, заказывал рис со стейком (который очень любил), а четыре официанта стояли вокруг.

Как-то в ресторан зашел японец. Я видел его раньше, он бродил поблизости, пытаясь продавать счеты. Он заговорил с официантами и бросил им вызов, сказав, что может складывать числа быстрее, чем кто-либо другой. Они не очень-то хотели терять лицо и сказали: "Да, конечно. Почему бы тебе ни поспорить вон с тем посетителем?"

Он подошел ко мне, но я запротестовал: "Но я не достаточно хорошо говорю по-португальски!"

Официанты засмеялись и сказали: "Числа - это просто".

Они принесли мне карандаш и бумагу.



Японец попросил официанта назвать несколько примеров. Он побил меня полностью, потому что, пока я записывал числа на бумагу, он уже складывал их на своих счетах.

Я предложил официанту написать на двух листах одинаковые примеры и дать нам их одновременно. Но и это не изменило результата. Он все равно считал гораздо быстрее меня.

Тем временем японец вошел в раж. Он хотел доказать самому себе, что способен на большее. "Multiplicação!", - сказал он. (Прим: умножаем)

Снова нам дали по примеру, и он опять выиграл, но уже не так быстро, потому что умножаю я довольно хорошо.

И тут он допустил ошибку - предложил поупражняться в делении. Он не догадывался: чем труднее задача, тем больше у меня шансов на победу.

Мы оба решали длинный пример на деление. Закончилось ничьей.

Это здорово досадило японцу, потому что он, без сомнения, отлично обучился считать на счётах, а тут вдруг его почти победил этот посетитель ресторана.

"Raios cubicos!" - Сказал он мстительным тоном. Кубические корни! Он хотел брать кубические корни с помощью арифметики! Тяжело найти задачу сложнее в арифметике. Должно быть, это был его коронный номер в мире, где принято пользоваться счетами.

Он написал на бумажке случайное число, я все еще помню его: 1729.03. Он начинает с ним работать, при этом бубня и бормоча: "Ммммммагммммбррр". Он трудится, словно демон! Он так напряженно и сосредоточенно решает этот кубический корень!

Некоторое время я просто сижу.

Кто-то из официантов спрашивает меня: "Что вы делаете?"

Я указываю на свою голову и говорю: "Думаю". Затем я вывожу на бумаге число 12, и через некоторое время - 12.002.

Человек со счетами вытирает пот со лба и говорит: "Двенадцать".

"Ну, уж нет, - говорю я, - больше цифр, больше! " Я знаю, если брать кубический корень арифметически, каждая новая цифра требует даже большей работы, чем предыдущая. Это очень тяжело. Он снова сосредоточенно захрюкал: "Ррррггрррррмммммм..." А я в это время прибавил еще две цифры. Наконец, он поднимает голову и говорит: "12.01"!

Официанты, тем временем, пребывают в радостном возбуждении. "Посмотри, - говорят они ему, - он сделал это, только думая, а тебе понадобились счеты! У него получилось больше цифр".

Он был абсолютно повержен, и ушел подавленный. Официанты стали поздравлять друг друга.

Как посетитель ресторана победил счёты? Число, которое было задано- 1729.03. Я знал, что в кубическом футе содержится 1728 кубических дюймов (Прим: 1 фут равен 12 дюймам), следовательно, ответ должен быть чуть больше 12. Величина превышения, 1.03 по отношению к 1728 составит почти одну двухтысячную. Из математического анализа я знал, что для чисел, близких к единице, отличие кубического корня от единицы втрое меньше, чем отличие от единицы самого числа.

Поэтому, все, что я должен был сделать, это найти дробь 1/1728 и умножить ее на 4 (разделить на 3 и умножить на 12). Вот таким образом я имел возможность вытащить все эти цифры.

(Прим: Имеется в виду, что число 1729,03 представляется в виде $1728\cdot\frac{1729,03}{1728} = 1728\cdot \left(1+\frac{1,03}{1728}\right)\approx 1728\cdot \left(1+\frac{1}{1728}\right)$

Кубический корень их него будет примерно равен $12\cdot\left(1+\frac{1}{3}\cdot\frac{1}{1728}\right) = 12+12\cdot\frac{1}{3}\cdot\frac{1}{1728} = 12+4\cdot\frac{1}{1728}$)

Несколько недель спустя в котейльный бар отеля, в котором я остановился, зашел этот человек. Я стоял возле стойки. Он узнал меня и подошел: "Скажите, - спросил он, - как вам удалось так быстро решить ту задачку с кубическим корнем?"

Я стал объяснять, что это был метод приближенных вычислений, он не совсем точный и содержит некоторый процент ошибок: "Предположим, вы дали мне число 28, а кубический корень из 27- это 3..."

Он берет свои счеты и ззззззззззззззз... "Да, точно", - говорит он.

Я понял: он вообще не знал чисел. Если вы пользуетесь счетами, вам вообще не нужно запоминать все это множество арифметических комбинаций. Все, что вам нужно знать, это как катать эти маленькие шарики вверх и вниз. Не нужно помнить, что 9+7=16, вы знаете только: чтобы прибавить 9, нужно толкнуть вверх десяток шариков, а затем один из них отправить вниз. В основах арифметики мы действуем медленнее, но зато мы знаем числа.

Дальше - больше. Им овладела идея обучиться методу приближенных вычислений, даже, несмотря на то, часто кубический корень вообще невозможно точно вычислить. Но я так и не смог объяснить ему, как я извлекал кубические корни, и как мне повезло, что он случайно выбрал именно число 1729.03.

Ещё одна история о счётном состязании авторства Бормора есть на Десяти буквах

Комментариев нет :

Отправить комментарий